3c5d5498     

Еськов Кирилл - Применять С Осторожностью, Беречь От Детей !



Кирилл Еськов
"Применять с осторожностью, беречь от детей!"
Священник Тимофей, Православное мировоззрение и современное
естествознание (Уроки креационной науки в старших классах средней школы. М.:
Паломник,1998. 207с.
Оно, конечно, "кто старое помянет -- тому глаз вон" , но отношения
между наукой и Церковью всегда складывались непросто. Ясно, что отношения
эти были не столь беспросветно-мрачными, как нам вдалбливала советская
пропаганда -- но и не столь безоблачно-идиллическими, как утверждают иные
деятели "религиозного возрождения". Как бы то ни было, к нынешнему времени
ученые и деятели Церкви, ценою немалых потерь (с обеих сторон),
научились-таки если не разграничивать свои "сферы жизненных интересов", то
относиться друг к другу с уважением (или, по крайней мере, демонстрировать
таковое).
В этом плане сочинение о. Тимофея' смотрится весьма необычно. Будучи
недоволен тем обстоятельством, что "в школьных курсах естествознания...
учащимся настойчиво внушается эволюционное мировоззрение" и считая таковое
несовместимым с "верой истинной -- православным христианством", он далее
конкретизирует свои обвинения: "Ряд явлений природы вообще не
рассматривается в учебниках, хотя они весьма просты для понимания. Некоторые
факты и наблюдения науки истолкованы криво или оставлены вовсе без
объяснений. Наконец, существуют важные законы природы, которые в школьных
учебниках даны в слишком урезанном виде, ибо выводы этих законов однозначно
опровергают эволюцию" (с. 4). То есть речь идет не о естественной неполноте
и несовершенстве наших знаний об окружающем мире: ученых и педагогов --
открытым текстом! -- обвиняют в сознательной и злонамеренной подтасовке
научных фактов. Нет для ученого обвинения более тяжкого -- и я (будучи лично
никак не связан с дарвинизмом) почел необходимым вступиться за честь своего
профессионального сообщества.
Основной пафос рецензируемой книги -- развенчание эволюционистской
основы современного естествознания, как, впрочем, и самого естествознания --
ложной, с точки зрения автора, попытки рациональным путем упорядочить наши
представления о творении; собственно говоря, отрицается сам объективный
характер наших знаний о мире и человеке.
Автор предпринимает, ad majorem Dei gloriam, удивительную в конце XX
века попытку зачеркнуть весь многовековой опыт не только научного познания
мира, но и христианского богословия и вернуть нас к раннему средневековью с
его буквалистским толкованием тех библейских сюжетов (главным образом,
Шестоднева), где символически, в аллегорической форме описывается сотворение
мира и человека. Удивительно, как о. Тимофей игнорирует всю эту образность и
иносказательность, которые неизбежны при попытках описать нашим
несовершенным языком мистерию столь грандиозного масштаба, и в итоге на
полном серьезе пытается доказать, что мир и человек созданы за шесть наших,
астрономических, дней и что возраст Земли немногим превышает восемь тысяч
лет.
Признаюсь: чувства, которые я испытал по прочтении сочинения о.
Тимофея, были... ну. наверное. сродни тем, что возникли бы у
историка-медиевиста при знакомстве с трудом последователя академика от
математики А.Т. Фоменко, доказывающего, что Англия и Япония -- одна страна
("...обе -- островные империи, война Тайра и Минамото -- это война Алой и
Белой розы, Одо Набунага и Ричард III -- одно лицо, etc."). Посмеется,
небось, наш медиевист, да и выкинет из головы: с такими полемизировать --
это ж просто себя не уважать... Только



Содержание раздела